КТ шеи с контрастом

В области шеи сосредоточено большое количество жизненно важных органов и сосудов, поэтому своевременная диагностика патологии данной анатомической зоны имеет очень важное значение. Особенностью в данном случае является то, что местные органы отличаются слабой рентгеноконтрастностью, поэтому необходимо принимать меры по улучшению их визуализации при проведении компьютерной томографии. С этой целью применяется внутривенное введение контрастирующих препаратов.

Контраст с током крови разносится по внутренним органам и заполняет их в зависимости от особенностей кровоснабжения. Органы, которые кровоснабжаются лучше, на снимках выглядят более светлыми, и наоборот.

Сцецевич Д Ю на сайт
Сцецевич Денис Юрьевич

Заведующий отделением лучевой диагностики, врач-рентгенолог

Разные патологические очаги имеют свои особенности кровоснабжения, например, при воспалительных процессах наблюдается усиление притока крови к пораженному участку, соответственно это будет хорошо видно на снимках. То же касается и опухолевых образований – обильное кровоснабжение делает их заметными на фоне окружающих здоровых тканей.

С помощью контрастной КТ можно обнаружить опухоль размером в несколько миллиметров и предположить природу ее происхождения. Злокачественные новообразования в большинстве своем имеют нечеткие размытые контуры и неоднородную структуру.

Важнейшее значение КТ с контрастом имеет и для обнаружения патологии сосудов шеи. С помощью компьютерной ангиографии проводят визуализацию просвета сосудов, оценивают их строение, функциональные особенности и проходимость. С помощью обработки изображения можно построить трехмерную модель сосудистой сети и при необходимости детализировать любой подозрительный участок.

Показания

• Подозрение на опухоли или другие структурные нарушения в органах шеи: щитовидной железе, гортани, пищеводе
  • Оценка состояния лимфатических узлов шеи при лимфомах, лейкозах, других злокачественных опухолях, гнойновоспалительных заболеваниях шеи: флегмоны, абсцессы
  • Сосудистая патология шейных сосудов, в частности сонной артерии.

Подготовка к исследованию

В отличие от нативной КТ, применение контрастного препарата требует определенной подготовки. В частности, исследование проводится строго натощак, поскольку препарат может вызвать приступ тошноты и даже рвоты. Помимо этого, нужно обратить внимание на наличие противопоказаний к его введению, а при их наличии, принять меры, минимизирующие риски осложнений.

Перед исследованием необходимо проверить функцию почек (сдать анализ крови на креатинин). Также пристальное внимание уделяется режиму питья. При необходимости, проводится инфузионная регидратация.

Кроме того, необходимо исключить индивидуальную непереносимость контраста. В ряде случаев врач может предварительно назначить антигистамины и стероидные гормоны, препятствующие развитию аллергических реакций.

Как проходит сканирование

Исследование выполняется в положении пациента лежа на спине. Для соблюдения угла обзора под шею подкладывается валик. В нашем диагностическом центре Ланцет сканирование осуществляется на спиральном томографе Optima СТ 660. Это мощное оборудование, исследование на нем занимает считанные минуты.

Полученные результаты расшифровываются врачами высшей категории, и выдаются на руки пациенту на CD-дисках, возможна печать на пленку. В сложных диагностических случаях результаты оцениваются коллегиально консилиумом специалистов с участием главного врача.