КТ мягких тканей с контрастом

Получение изображения при компьютерной томографии основано на затухании рентгеновских лучей при прохождении через биологические ткани. Однако в организме есть ткани со схожей рентгенологической плотностью, которые плохо визуализируются на снимке. Чтобы устранить этот недостаток, используются специальные контрастные препараты. Они не только позволяют лучше дифференцировать одни структуры от других, но и отличить здоровые ткани от патологических.

Существует несколько методов введения контрастного вещества. Для обследования мягких тканей применяется внутривенный препарат. Он вводится в крупный сосуд и с током крови распространяется по организму в целом, и к исследуемому органу в частности.

Наибольшее значение КТ с контрастом имеет в онкологической практике. С ее помощью можно четко отделить нормальные ткани от опухолевых, что позволяет не только обнаружить новообразование, но и даже предположить ее гистологическую структуру и тип злокачественности. Эффективность такой визуализации основана на том, что опухоль имеет более развитую сосудистую сеть, и поэтому лучше кровоснабжается. Соответственно в ней будет больше накапливаться контраста, и на снимке этот участок будет отличаться от здоровой ткани. Характерные изменения особенностей кровообращения также происходят и при воспалительных реакциях, что тоже позволяет дифференцировать воспаление от других патологий.

Какие препараты применяются для проведения КТ мягких тканей с контрастом

Для исследования используются разные препараты – ионные и неионные. Все они в качестве рентгеноконтраста содержат соединения йода. В редких случаях КТ с контрастом вызывает осложнения со стороны почек, иммунной системы и щитовидной железы. Чтобы минимизировать риски их развития, пациент должен пройти предварительное обследование, в частности сдать биохимический анализ крови с определением креатинина. Если в анамнезе был тиреотоксический криз или гипертиреоз, нужно исследовать функцию щитовидной железы.

Как проходит обследование

Мы уже говорили, что для исследования мягких тканей требуется внутривенное контрастирование. Оно может осуществляться двумя способами:

• Однократное введение посредством венепункции – контраст просто вводится в локтевую вену и разносится по организму.
  • Болюсный способ введения предполагает непрерывное введение контраста с определенной скоростью. Для этого используются инжекторы.

Подготовка к обследованию

Мы уже говорили о том, что перед КТ с контрастированием нужно сдать определенные анализы (креатинин для определения функции почек). Иногда для предотвращения аллергии врач может назначить антигистамины или даже стероидные гормоны (премедекация).

Последнее условие – исследование проводится строго натощак. Контраст может вызвать приступ тошноты, рвоты или головокружения. Чтобы минимизировать их выраженность, процедуру выполняют на голодный желудок.

КТ с контрастом в центре «Ланцетъ»

Наш центр оснащен томографом Optima CT 660. Помимо того, что он позволяет получить высоко детализированное изображение при минимальной лучевой нагрузке, он еще оснащен функцией синхронизации болюсного введения контраста и начала сканирования. Это позволяет выполнить исследование максимально эффективно. Описание результатов выполняют опытные рентгенологи высшей квалификационной категории. В сложных случаях заключение выдается консилиумом специалистов, под руководством главного врача клиники.